Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Единственной целью прокуратуры является контроль за четким и единообразным применением законов. Прокуратура фактически является исключительным государственным органом в Российской Федерации при выполнении этих функций.
В этой связи крайне важно внедрить правоприменительную практику, которая требует критериев и средств защиты от произвола и неправомерных действий должностных лиц и граждан. Прокурорский надзор является особенно эффективным инструментом государственного надзора за исполнением законов. Ни один государственный орган не может в полной мере осуществлять свои надзорные функции. Он может осуществляться только единой и централизованной системой органов прокуратуры.
Именно прокуратура должна в приоритетном порядке противодействовать нарушению законов Российской Федерации, выявлять различные возражения против законодательства Российской Федерации, устранять их, поскольку несоблюдение правовых актов усиливает неорганизованные процессы в российской правовой системе и способствует ослаблению правовой системы. В связи с этим востребованность выбранной темы с теоретической и фактологической точек зрения представляет теоретическую и фактологическую значимость для исследования задач прокурора по надзору за исполнением законов Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, лежащих в основе осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных ситуаций при осуществлении прокурорского надзора, требующих научного разрешения.
Предметом исследования являются роль прокуратуры в области законности и руководство совершенствованием организации прокурорского надзора за исполнением законов.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании вопросов органов прокурорского надзора и их место в системе государственных органов РФ.
В связи с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть содержание и функции прокурорского надзора;
-разобрать полномочия прокуратуры при осуществлении надзора;
-изучить правовое регулирование прокурорского надзора;
-обозначить роль прокурорского надзора в защите интересов несовершеннолетних;
-исследовать прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан;
-проанализировать надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;
-определить проблемы прокурорского надзора.
Работа выполнена при использовании общенаучных методов логического, сравнительно-правового и нормативно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов: социологический, статистический и структурно-функциональный.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты прокурорского надзора как направление деятельности прокуратуры
1.1. Содержание и функции прокурорского надзора
Прокурорский надзор - это специфическая деятельность федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и заключающаяся в проверке правильности соблюдения Конституции Российской Федерации и применения законов, действующих на ее территории.
Это определение вытекает из следующих основных положений, касающихся усвоения руководства.
Прокурорский надзор является самостоятельным и специфическим видом деятельности государства. Никакой другой орган, организация, учреждение, должностное лицо или физическое лицо не могут осуществлять эту деятельность вне прокуратуры [6].
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства-Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя свой надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени каких-либо органов местного самоуправления,субъектов Федерации или другой представительной власти, исполнительной или судебной власти, но в совокупности всех последних, объединенных общей системой; государства, тем самым приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных лиц или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом [22].
Независимость прокурорского надзора как вида деятельности государства, Его отличие от других видов деятельности прокуратуры и других государственных органов определяются содержанием этого надзора. деятельность, которая заключается в проверке правильности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер по устранению) выявленных правонарушений.
Специфика прокурорского надзора как деятельности государства заключается в том, что он не распространяется на деятельность какой-либо одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет характеристики каждой из этих ветвей.
Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональные отношения с каждой из трех ветвей власти, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, они не распространяются полностью ни на одну из них. Это особое положение прокуратуры в структуре государства позволяет сбалансировать ветви власти и обеспечить их оптимальное функционирование, а также создает специфику прокурорского надзора как основного направления деятельности прокуратуры [13].
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» можно понимать: конкретный вид деятельности государства, упомянутый выше; самостоятельную отрасль юридической науки; учебную дисциплину.
Основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов. Это закреплено в статье 1 Закона О прокуратуре. В зависимости от сфер правоотношений, в которых осуществляет свою деятельность прокуратура (органы управления, органы предварительного следствия, органы исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Эти подфункции включают:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, контролирующими органами, их должностными лицами, субъектами Российской Федерации. осуществлять общественный контроль за обеспечением прав, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и соблюдать законы издаваемых ими правовых актов;
- надзор за исполнением законов органами, ответственными за исполнение постановлений, дознание и предварительное расследование;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, ответственных за исполнение наказаний и применение принудительных мер, назначенных судом, администрациями мест лишения свободы и содержания под стражей;
- контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и лицами [18].
1.2 Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора
Статья 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
При исполнении своих функций прокурор имеет право:
- при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения и помещения органов власти;
- иметь доступ к документам и материалам объектов наблюдения;
- проверка соблюдения закона на основании полученной прокуратурой информации о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц этих органов представления необходимых документов, документов, статистических данных и другой информации; предоставлять специалистов для разъяснения возникающих вопросов; проводить проверки документов и обращений, поступивших в органы прокуратуры, проверки деятельности подконтрольных или подконтрольных им организаций контроль;
- вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов [25].
Прокурор или его заместитель имеет право возбуждать административное производство, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к любой другой ответственности, предусмотренной законом, и предупреждать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель, если установлено нарушение закона органами власти и должностными лицами, имеет право:
- освобождение по постановлению лиц, незаконно содержащихся под стражей в административном порядке на основании решений внесудебных органов;
- оспаривать правовые акты, противоречащие закону, просить суд признать эти акты недействительными;
- внести представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны незамедлительно выполнять требования прокурора или его заместителя по проведению проверки и аудита.
Правовыми средствами прокурорского реагирования являются действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, направленные на устранение нарушений законов, причин и условий, способствующих этому, а также привлечение виновных к ответственности.
Правовые средства вмешательства прокуроров включают:
1. протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, составленный в форме письменного документа и содержащий требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
3.Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022)
5.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
6. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 179 с.
7. Алексеев С.Л. Прокурорский надзор: учеб. пособ. – Казань, 2019. – 126 с.
8.Анкудинов О.Т. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве. – М.: НОРМА, 2019. – 500 с.
9. Ахетова О. С. Прокуратура и прокурорский надзор: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2019. – 279 с.
10.Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учеб. — М.: Юрайт, 2021. — 224 с.
11.Воронин, О. В. Прокурорский надзор: практикум. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 172 с.
12.Громацкий Б.Н. Прокуратура как надзорный орган в Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - №8 (122). – С. 23-29
13.Иващенко, М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. — 2020. — №8. — С. 675-677.
14. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. - М.: Наука, 2020. - 280 с.
15.Колотова, Ю. И. Понятие и сущность современного прокурорского надзора // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 311-313.
16. Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору в Российской Федерации. - Курск: ГУ ИПП, 2020. - 464 с.
17.Макеев, Н. Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. – М.: Директ-Медиа, 2019. - 226 с.
18.Мальцев С.В. Прокурорский надзор, его сходства с административным надзором // Наука ХХI века: проблемы и перспективы. – 2020. - №1(3). – С. 176-178.
19. Мелкумов В.Г. Вопросы теории и практики общего надзора прокуратуры. - Душанбе : ИРФОН, 2019. - 202 с.
20.Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. – 2019. - №3(15). – С. 83-85.
21.Рогачев, В.А. Предмет надзора нуждается в дополнительной регламентации // Законность. - 2021. - N 3. – С. 33-41
22. Рябцев В.П. Прокурорский надзор : курс лекций. - М.: Норма, 2019. - 287 с.
23. Смоленский, М.Б. Прокурорский надзор: учебник. - М.: Академцентр, 2020. - 240 с.
24. Усов А.Ю. Направления совершенствования взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации с государственными и муниципальными органами власти // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. – 2021. – Т.46, №2. – С. 117-121.
25. Чубенко, И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов: Автореферат к дисертации канд. юрид. наук. - М., 2021. – 29 с.
26.Якупов, З. Р. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 95-98.